Блог

Высшее образование: что меняется?

29.06.2018
new

То образование, каким мы его сейчас знаем, и по своей форме, и по содержанию пришло к нам из раннего Средневековья. Средневековые университеты в Европе основывались на текстах, рожденных латинской культурой и утвержденных Римско-католической церковью, и работали столетиями как христианские монашеские школы, в которых учителями были монахи.

И тогда студенты гордились учителем, у которого учились, а не местом, где они получили свое образование.

Конечно, сейчас университеты предлагают более разнообразные программы, но если задуматься, то по сути не так уж и много произошло с тех пор изменений.

Но за последние двадцать лет интернет, стремительно ломающий привычные нам во всем парадигмы, вызвал в высшем образовании подвижки более глубокие, чем все те изменения, которые произошли за предыдущие восемьсот лет.


 

 Вот 10 моих соображений относительно того, что изменится в ближайшие годы: 

  1. Университеты – только самые гибкие, а потому имеющие шанс выжить – изменят систему своих ключевых ценностей и превратятся из учреждений “служащих самим себе” в более предпринимательские по духу и студенто-ориентированные, ответственные за то, что именно изучают студенты, и как это сказывается на их дальнейшей профессиональной карьере. Они перестанут быть слишком финансово затратными как для самих студентов, так и для налогоплательщиков (в тех странах, в которых образование как будто “бесплатное”), и начнут устанавливать разумные рентабельные цены, исходя из соотношения затрат и выгод.
  2. В настоящее время половина всех студентов университетов так и не получает дипломов. Здесь я вижу два ключевых фактора — это нехватка “направляющей руки” и социальная разобщенность. Но появятся умные системы электронного консультирования, которые будут мониторить степень вовлеченности студента в образовательный процесс и прогресс в его обучении, а лучшие учреждения будут предлагать свой человеческий капитал (не “роботизированные системы”!), чтобы помочь студенту закончить образование.
  3. Студенты начнут отказываться от традиционных образовательных программ (пока служащих университетам дойной коровой) и будут получать свои зачетные единицы на базе различных ресурсов, включая онлайн-курсы.
  4. Традиции, стабильность и престижность сменятся инновационными методами преподавания, гибкостью образовательных программ и скорее “полезностью”, нежели статусностью.
  5. Виртуальная реальность, игровые ситуации/симуляции, интерактивные методы и, в конце концов, искусственный интеллект станут основными инструментами цифрового обучения (и в университетах, и в колледжах, и в начальной школе).
  6. Искусство обучения станет ядром образовательных процессов. Задачи обучения, освоение, тесная связь между оцениванием и образовательными целями, концентрация на интерактивных методах обучения, задачи, взятые из реальности, социальные навыки и командная работа станут ключевыми элементами при разработке курсов.
  7. Количество классических университетов, предлагающих значительную часть своих программ и курсов в формате дистанционного обучения, неизменно растет. Поэтому смешанные классы с большой долей дистанционных занятий скоро станут нормой.
  8. Государственное высшее образование ждут колоссальные перемены. Финансовые ограничения, требования студентов и значительно более жесткая конкуренция вынудят политиков, весь штат университетов, ученые советы и аккредитующие организации перестраивать образовательную систему так, чтобы она начала служить потребностям студентов, нежели их собственным интересам и престижу.
  9. Новые поколения студентов, выросших “в социальных сетях”, все лучше понимают, что онлайн обучение способствует установлению и расширению социальных связей. Лучшие онлайн-университеты мира все более сплачиваются в единый фронт благодаря командным проектам, интерактивным занятиям и совместному обучению.
  10. Конкуренция станет значительно жестче. Классические учебные заведения начнут налаживать партнерские программы с успешными онлайн-университетами, чтобы быстро и эффективно расширить свои предложения в онлайн-среде

 

.

Шетил Сандермоен

Консультант по вопросам управления, старший консультант и профессиональный директор Института Адизеса, основатель и владелец Университета Фредериктона. Применяет методологию Адизеса с 1988 года


 

Комментарии (0)
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА АДИЗЕСА?

Задайте их нашим экспертам!

ФОРМА УСПЕШНО ОТПРАВЛЕНА
При отправки формы возникли ошибки. Проверьте правильность введенных данных.