Блог

Управленческий миф №6: если компания постоянно опережает прогнозы продаж и издержек, это означает, что компанией хорошо управляют

23.08.2018
new

Неправильно. Когда фактический объем продаж постоянно выше прогноза, а фактический уровень расходов – ниже, значит, план слишком легко выполнить. Компания обленилась. Цели слишком легко достижимы. Сотрудники не чувствуют вызова. Такую компанию ждут проблемы. Если сотрудники начали лениться, то, когда грянет следующий кризис (а кризис возможен всегда), они окажутся совершенно неподготовленными и слишком вялыми, чтобы найти корень проблемы и внести изменения. У них слишком низкие ожидания.

Что ещё хуже, менеджеры компании могут игнорировать кризис, отказываясь его признать. «В конце концов, -скажут они, - мы постоянно опережаем прогнозы. Это не более чем аномалия. У нас всё в порядке.»

Проблема усугубляется, если система вознаграждений основана на критерии перевыполнения бюджета. Стараясь наверняка превысить свои показатели, сотрудники изо всех сил стремятся занизить прогнозы. Для того чтобы избежать этого, стало модно советовать сравнивать результаты работы компании с лидерами отрасли.

Если Вы дома повсюду развесите оценки лучших учеников класса, воодушевит ли это Вашего сына или дочь? Стоит ли надеяться, что они догонят или обойдут отличников? Некоторые родители берут этот метод на вооружение, но какое влияние это оказывает на самооценку ребенка? Разве не лучше сесть с ним и вместе поставить выполнимые цели? Я бы предпочел, чтобы мой ребенок получил плохую оценку, честно стараясь, ем бы стал искать возможность обманом получить более высокие отметки. Во многих компаниях сотрудники обманывают или переводят ответственность, чтобы выполнить свои задачи.

Бюджеты должны быть основаны на планировании. Как сказал Дуайт Эйзенхауэр, «планы бесполезны. Планирование бесценно». Важен не бюджет, а процесс его составления. Он заставляет задуматься, как всё сделать наилучшим образом. Если результаты недотягивают или значительно превосходят ожидания, это не повод расстраиваться или праздновать, а возможность проанализировать оценку своих возможностей.

Как компания попадет в такую ситуацию, когда результаты постоянно превосходят прогнозы? Очень просто. Чем старее компания (особенно если она всегда приносила прибыль), тем более вероятно, что менеджеров награждают за предсказуемость. Манера работы награждается выше, чем результат. Когда сотрудник перевыполняет план, к нему начинают предъявлять более высокие требования. Поэтому начальники стараются закладывать в свои бюджеты резервы, о которых никто, кроме них не знает. Накапливаясь, резервы снижают маневренность компании. Внутри компании укореняется обман, распространяющий по всей системе семена недоверия.

Как получилось, что все так привязаны к бюджетам? В Младенчестве бюджет-редкий зверь. Если он и есть, то реальность резко расходиться с прогнозом. Бюджетировать обычно начинают на стадии Давай-давай, но бюджеты составляются с опозданием, и между планом и результатом всегда получается большая разница. В компании явно не хватает контроля. На стадии Давай-давай компании тратят большие суммы на незапланированные расходы. Бюджетная дисциплина отсутствует, пока в компании не появляются проблемы. Это случается в Юности с такой предсказуемостью, как будто записано в календаре. Организация выжимает тормоз и начинает поспешно внедрять бюджетные ограничения. Нарушителей наказывают, а за предсказуемое исполнение бюджета начинают награждать. Предприниматели жалуются, спорят, увольняются или стонут. Страдает гибкость.

В компании, наслаждающейся здоровой Юностью, меры контроля не останавливают паровоз на полном ходу, а просто предотвращают неисправности. Когда меры контроля патологически жестки, компания буксует.

Комментарии (0)
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА АДИЗЕСА?

Задайте их нашим экспертам!

ФОРМА УСПЕШНО ОТПРАВЛЕНА
При отправки формы возникли ошибки. Проверьте правильность введенных данных.